Призвание

Интервью с русским Леонардо

Александр Алексеев об алхимии создания очага культуры, объединяющий музей, театр, галерею, ботанический сад.

Александр Иванович Алексеев, подобно меценатам, просветителям, создавшим для нас очаги культуры — Третьякову, Мамонтову, Морозову, Волошину — создал и продолжает создавать в поселке Кабардинка под Геленджиком уникальный ландшафтно-архитектурный и культурный объект, объединяющий музей, театр, галерею, ботанический сад – «Старый Парк». Благодаря его трудам малоизвестное селение у моря становится центром искусств, образования, творчества. Пока «Старый парк» более известен как популярное место для фотосессий, но теперь, с открытием «Дома искусств» он претендует на серьезный статус регионального культурного центра. Центра, который в непростых современных условиях самостоятельно вышел на самоокупаемость!

Что интересно: изначально центр не задумывался как коммерческое предприятие, это была просто отдушина, самореализация мастера. Началось всё с фонтана-пирамиды и Сфинкса, сделанных руками Александра, из которых в дальнейшем вырос проект «Аллея цивилизаций», где за час можно прикоснуться ко всей мировой культуре, воплощенной в архитектуре. На территории парка есть музеи, где собраны шедевры живописи, скульптуры, декоративно-прикладного народного творчества. Есть выставочные пространства для современных авторов. Это воистину жемчужина черноморского побережья, куда стоит заглянуть каждому! 

Интервью у создателя Культурного Центра «Старый Парк» Александра Алексеева взяла режиссер и писатель Анна Бену:

«Первое впечатление от беседы: в речи Александра Ивановича часто звучит слово «целостность» — мое любимое. На небольшом пространстве он показал путь развития цивилизации, и зритель, путешествуя от объекта к объекту словно на машине времени, видит целостно культуру планеты. На излюбленный вопрос моего сына: «Какой самый большой грех в вашей профессии и вообще в жизни?», Александр ответил: «Лень.» 


Биографическая справка

Александр Алексеев окончил Ростовский университет в 1983 году. Журналист и писатель долгие годы посвятил изучению истории, культуры, философии и искусства. О переломных моментах личности и общества им написаны книги, отличающиеся глубоким психологизмом и легкостью языка. Но уже в институте он начал осваивать строительные специальности …


Вы открываете «Дом Искусств» — особое здание на вашей территории, больше и многозадачнее, чем какой-либо из предыдущих объектов…

Да, это сейчас самый серьезный и самый сложный проект, это наше программное строительство. Вся наша деятельность — глобальный проект.

И «Дом Искусств» — важный и переломный момент в нем, этапный объект, который позволит нам сменить свой статус. Из многонаправленного производства (у нас строительные участки, проектировочный Цех, экскурсионные и хозяйственные, 6 участков в целом) мы должны объединиться, создать творческое объединение, потому что современное искусство требует коллективных действий. Поэтому мы реорганизуемся в коллективное творчество, в Союз, чтобы у нас была целенаправленная деятельность, чтобы распространять культурные центры по городам и весям.

«Дом Искусств» — этап преобразования коллектива в творческое объединение — и там у нас уже началась творческая работа по вопросам поддержки и развития искусства.

Только живопись, скульптура, архитектура? Вы же филолог по первой профессии? Будет проза, музыка, танец?

Всё. Искусство включает в себя все направления. Это и слово и игровые: театр, музыка, танец – все виды.

По сути, у вас здесь будет как институт, образовательный центр?

Я работаю над тем, чтобы объявить наш культурный центр единым синтезом искусств. Это такая центростремительная сила, которая втягивает в себя и деятелей искусств и научных работников, историков, искусствоведов, музыковедов, деятелей искусств. Главное — создать базу для воплощения задуманного и для привлечения кадров. Жилье, какие-то условия, обеспеченность, гарантия работы. В этом смысле в связи с тем, что наш регион бурно развивается и в целом наблюдается некая децентрализация, деурбанизация, из столиц приезжают сюда, здесь селятся, Геленджик развивается, расширяется и культурные центры постепенно должны и будут переноситься на периферию, потому что те огромные запасы, которые находятся в Русском Музее, в Петергофе – они ж мёртвые, когда их никто не видит. 

Да! 

Произведение искусства начинает жить только когда встречается со зрителем, а то,  что  стоит на полках – это  материал всего-навсего. Для того, чтобы дать какую-то возможность встретиться со зрителем, нужно как раз по городам и весям культурные центры развивать. И вот такой Культурный Центр у нас сейчас возникает. Еще здесь уникальность, что можно показать деятельность работника искусства рентабельной. Я — работник искусства и производственник. Не имея инвестиций, спонсоров, скважины, какого-то бизнеса, ресторанного или гостиничного, мы живем за счет посетителей (в основном). Ну еще поддерживает, в первые годы особенно, собственное производство. Наша культурная деятельность рентабельна. Такой прецедент. Театр сам по себе убыточен. Галерея — это вообще могила как коммерческое предприятие. Музей тоже. Ландшафтный дизайн, ботаническое предприятие –  вид искусства. Но музей и галерея, собранные в одном пространстве, в окружении живой природы, представляют собой уже мощную силу, которая может соревноваться, скажем, с современными гаджетами. Главное — отвлечь, выдернуть людей из этой реальности в другую – вот моя задача.

Я потрясена. Много раз была на Черном Море. Вы сделали для Кабардинки то, что Волошин сделал для Коктебеля и Айвазовский для Феодосии. По сути – сделали этот город. Потому что это село, поселение – становится культурным центром. И до Волошина Коктебель тоже был деревней. А теперь там фестивали. Коктебель  стал образовательным центром, который знают по всей России. И я, конечно, в восторге. У вас «Аллея Цивилизаций». 

Здесь можно  делать цикл квестов: один день – погружение в Египет. Египетский квест рядом со Сфинксом, пирамидой, изучение иероглифики, языка, египетского канона в искусстве. Я сделала уже такой квест — только около пирамиды вашей и Сфинкса, дети провели  несколько часов, изучая, разгадывая загадки, сочиняя свои сказки и песни на египетском языке.  В вашем Храме Зевса мы пели на греческом. Танцевали Сертаки. То есть изучаем культуру внутри объектов. И дети выходят потрясенные, у них глаза горят. Они это увидели и прожили еще и танцем, голосом, они сочинили про это свои истории, это останется жить как их творчество. То, что сделали вы — они дальше продолжают и так по каждому объекту. 

Я понимаю, такой лагерь погружения в Цивилизацию от Древности до наших дней.

Я считаю, что музей – это Дом Муз, а не их кладбище. Дети не должны  там стоять. Они любят двигаться, изучать и творить, созидать. 

Конечно. Это следующий шаг — сделать наш парк не просто фотозоной, а образовательные центром. 

По вашему парку можно создать книги, рассказы, сказки, песни. Каждому объекту можно написать оперную арию, романс. У вас тоже, наверное, дети с детства стали заниматься профессиональной деятельностью. Но не из пластилина лепили, а помогали вам.

Ну нет, это слишком идеально. Дети как дети были. Также с ними приходилось бороться, гонять.  Но дело не в этом. А в том, что они выросли с сознанием, что они должны заниматься этим делом. Это дело их жизни. И вне этой направленности они себя не видят. У них, может, и выбора не было. Бедные.

А со скольки лет они начали помогать здесь что-то делать?

Это вообще-то идиллическое представление, что здесь мастерская, а дети работают с папой. На самом деле все гораздо прозаичней и малоприятнее. В двухтысячные годы была жесткая борьба за выживание. У меня не было ни денег, ни четкой программы, ни людей. Была только способность и какая-то энергия. Нужно было заработать деньги, это означает брать двоих-троих небездельников, бригаду шабашников, производить у себя в сарае какие-то архитекрурные формы, делать там беседки, балюстрады и зарабатывать деньги на выживание, на то, чтобы прокормить семью. А дети были с мамой, учились в школе. По мере того как росли, расширялось производство, количество деталей, формы, проекты, увеличивались площади рабочие, так постепенно сформировалось производство. Мы могли уже зарабатывать деньги и позволить себе здесь что-то строить. Потом возникла проблема территории. Сейчас 3 га, земля здесь страшно дорогая. Практически все заработанные деньги ушли в землю, на покупку земли. Моральные силы на борьбу с конкурентами, администрацией, заказчиками и пр. Для творчества из всего спектра оставался узкий сегмент. Это ночи. Которых я работал. Единственное, почему мне удалось сформировать это производство и какую-то идею – это моя богатая библиотека, сформированная, четкое логистическое представление о деятельности, способность обучать и создавать команду, ну и, собственно, работоспособность. Если я берусь за скульптуру, я ее быстро делаю, без предварительных эскизов. Просто нет на это времени. Также и архитектура и организация всех работ, инженерные всякие коммуникации, вся начинка, всё под моим контролем. И при этом никакого воровства и никаких других расходов, потому что вся финансовая затратная часть при строительстве – это стыковка разных служб, разных бригад, стыковка-нестыковка, перерасходы, кражи итд. Когда один человек контролирует весь процесс от начала и до конца это всё уходит. Практически у нас все строения минимальные по затратности. Основные архитектурные элементы и строительные материалы мы производим сами, у нас есть цех свой, свои производства. Конструктивно архитектурно-инженерное всё сами, единственно, приглашаем электронщиков-электриков, чтобы они все эти провода подключили — система охлаждения, вентиляции, кондиционирования, влажность воздуха, короче, мы делаем по последнему слову техники современное здание.

Сейчас «Старый парк» — ваше общее дело с сыновьями, как у вас получилось сделать так, что молодёжь не ушла?

Дети росли и формировались в то время, когда я начал уже заниматься этой деятельностью. У нас здесь до такой степени широкая сфера, что ехать куда-то искать чего-то было бы глупостью. Здесь можно себя реализовать, начиная от сантехника и заканчивая архитектором, искусствоведом, художником, экскурсоводом, шофером, все у нас здесь задействованы специальности, все профессии и всё это в одном маленьком мире, который называется «Культурный Центр Старый Парк», некий городок или мир, где свои эстетические, культурные, этические нормы и какая-то замкнутость этого пространства создает прецедент культурного сообщества, в котором можно жить и растить детей. Кстати, не только мои дети. Здесь у нас работают сотрудники, у которых дети родились, выросли и пришли к нам на работу. Не единый пример, а много таких. Я думаю, эта тенденция будет продолжаться.

А скульптуры и рельефы – это все вы сделали?

Конечно.

Вы один?

Один.

Я художник и поражаюсь вашей титанической работе. Это невероятно! 

Проблема не в этом. Тут не много скульптур из чистого камня. Это на Театре все скульптуры из известняка. Их приходилось рубить. Все остальные вырезаны из гипса и проблема в том, чтобы снять с них форму. Сделать заливку материала, потом собрать. Нужна бригада специалистов. Формы очень сложные в основном. Модель Ильи Муромца я могу сделать за 3 месяца. Мне отливают болванку из гипса. Сначала я хотел из камня, но камень такого размера невозможно найти. Потом пилить на 13 частей. Это такой процесс, который занимает 3 месяца. Рельефы сделать не сложно. Выстроить тему, найти материал, пришлось лопатить опять же литературу. 

На что вы опираетесь в своём творчестве? 

Три кита, которые во второй половине 19 века возрождение русской культуры создали. Владимир Даль, Александр Афанасьев – сказки, и Дмитрий  Ровинский – это лубок, народный стиль. И вот этот лубок мне предстояло перевести в рельеф. У Ровинского 6 томов по лубку. Их нужно было все проанализировать, выбрать какую-то тему. С одной стороны, духовная жизнь, с другой стороны – повседневная жизнь русского народа. И задача стояла создать внешне такой лубок, чтобы в него захотелось войти. А уж как войдете, все самое важное и интересное увидите. Главная задача – зрителю подать материал. Как организовать выставочное пространство, где зритель познакомится с ним, это уже вторая часть искусства. В целом и общем – это одно целое. В 2021 году к лету хотим открыться. Если бы не вирус, открылись бы зимой – в декабре нам 20 лет. С тех пор как я не один стал работать, а с помощниками прошло 20 лет — юбилей. Сейчас у нас около 100 человек.

А музей как вы делаете, экспонаты  вы покупаете?

У нас в подвалах и на чердаках у населения такие эрмитажи, столько добра. И столько торговцев, которые все это предлагают. Достать что-либо не проблема. Проблема в деньгах и в том, что нужно определить художественную, историческую и может быть какую-то коллекционную ценность. 

У вас, наверное, есть эксперты, которые вам рекомендуют?

Конечно. Все эксперты тут. Благодаря библиотеке, той, что я с детства собирал, все, что с детства есть во мне, я постепенно извлекаю, вывожу на свет. Например, Дом Кавказа. Дом Востока не сложно было придумать. Потому что восточная архитектура ясна. А вот Кавказская архитектура. Где в принципе архитектуры не было, поскольку здесь народы жили кочевым способом. Друг с другом воевали и не строили капитальных сооружений, не считая Грузии и Армении. А должна архитектура символизировать регион. Пришлось делать опять-таки синтез. Военная, гражданская, духовная архитектура в одном здании совмещены. Нужно было напомнить, показать историю Кавказа до второй мировой войны. В течение 10 лет, каждое утро с 4 утра и до 7 утра я там проводил и в течение 10 лет плотно общался с поставщиками. Что-то где-то предлагая, от чего-то отказываясь, в чем-то торгуясь и выстраивая эту экспозицию. Поэтому там с одной стороны оригинальная подача, с другой стороны кажется — как на лавке у старьевщика. Если присмотреться, вы увидите упорядоченность, композиционную целостность. И вы можете погружаться из одного времени в другое. Если еще девочки будут сопровождать, сможете погрузиться в сложную и неоднозначную историю Кавказа очень глубоко. Сейчас я год как не доходил в ту сторону – у меня «Дом Искусств», там ещё более сложная и важная организация.

Что нужно, чтобы распространять и клонировать такие центры? 

А) Деньги Б) Люди и так далее. Ко мне часто обращались с предложениями с деньгами «у меня есть 2 га и деньги – сделай что-то такое» и только один человек понял, посмотрел на меня, на все окружение, и сказал: «Я понимаю – не за какие деньги это не сделаешь». Должен быть аккумулятор, организатор, который живёт этим именно в этом пространстве. Создать проект невозможно, на словах можно, а в реальности не получится главного – целостности, органичного единства и гармонии пространства. Потому что я должен здесь жить и из себя это выдавать. Соответственно, чтобы в каком-то еще месте такое создавать, нужно найти человека, который будет там жить и будет ядром и генератором этого проекта, самому стать таким человеком. Второе условие – это финансовая часть. Мне повезло, потому что отец в меня заложил лошадиную работоспособность. И я владею практически всеми строительными специальностями и ещё способностью убеждать, воспитывать. Чего я не умею? Петь и танцевать не умею.

Все-таки детство влияет. Что в нас родители заложили – силу, вот в вас какую силу заложили… Поэтому я спрашиваю про детство. Какую заповедь вам дал отец?

Работать. Он делил весь мир на пахарей и тех, которые живут за счет них. И мы выросли с братом на лопате. Была ферма, брат сейчас фермер на Кубани, 1000 гектар земли, занимается растениеводством, животноводство уже оставил. В 90-е мы выжили благодаря тому, что вместе с отцом начали коров пасти, молоко делать. И весь цикл, начиная от заготовки  кормов до производства и реализации продукции, я знаю, так мы семейным подрядом выжили. А отец изначально журналистикой занимался, писал. У нас было 50 дойных коров, арендовали ферму. Отца не стало, брат хозяйство перевел на себя на Кубани, занимается. У нас с братом очень хорошие отношения. А поскольку я был «не такой как все», много читал с детства и овладел строительными специальностями, моя мечта была что-то городить, строить и создавать. Поэтому после смерти родителей я занялся именно этим. И организовал «Старый Парк», когда мне было уже 45. 

Вы сначала пирамиду построили. А потом Храм Зевса. О музее, культурном центре сразу были мысли? 

У меня, кстати, и мысли не было о коммерческой деятельности. Просто сделал фонтан. Пирамиду. Сначала один по ночам в свободное от работы время. 

Я создал розовый бетон, из которого начал отливать лавки, фонари для города. И мы зарабатывали, уже было там человек 5 или 8. В сарае работали, «шабашками». А в свободные часы самореализация – создание пирамиды, сфинкса, храмов. С одной стороны – это самореализация, с другой – это разработка и создание новых архитектурных элементов, чтобы строить павильоны, беседки на заказ. Заказчик приходит, видит сооружение, и он уже доверием проникается, заключаем договор и начинаем работать. Проходя мимо, люди стали заглядываться, проситься посмотреть, где-то  на 4-й или 5-й год деятельности кто-то из посетителей оставил денежку мне. – Вот вам. Я говорю – Зачем? – Ну вы же строитесь, развиваетесь. Потом второй, третий, я имена первых записывал – 50 рублей на развитие, спасибо большое. Потом пошли и пошли. И в 2006 году мы уже открылись как туристический объект.

Сложно это было согласовать с администрацией?

Объект туристический — это все равно как гостиницу открыть, индивидуальная деятельность. И пошло и поехало, и теперь меня не остановить. Сейчас за «Домом искусств» идея оранжерею сделать, ботаническая деятельность у нас органично связана с архитектурной. Переходим через дорогу – и там ещё 2 Га у нас. Начинаем по России парки строить – все этапы развития России – киевский, новгородский, ордынский, московский, советский. Путешествие во времени.  Идея, конечно, хорошая, глобальная, но силы уже не те, не 40 лет.

А сыновья?

Они хорошие ребята, делают всё, есть творческие амбиции. Выросли они уже в формации – работа физическая выполняется кем-то. Им уже достаточно видеть этот процесс или обладать какими-то знаниями. Хотя работник доверяет в том случае, если видит, что ты умеешь, знаешь лучше. Иначе может начаться хитрость, денежный вопрос, отговорки, сопротивление: «Это нельзя, невозможно, сложно». Коллектив формируется на принципах доверия и уважения

Один сын у вас архитектор, а второй?

Десантник. Депутат. Сейчас учится на юриста. Они разные. Один очень социально активный, второй, архитектор, немножко замкнут, но более творческий. Он рисует проекты, имеет хорошие амбиции.

Я думаю, что у этого центра прекрасное будущее, и из него выйдут новые мастера, так как здесь откроются Мастерские.

Да,  как раз это будет первая база для обучения и постоянной демонстрации, экспонирования тех художников, которые у нас есть, кстати, очень сильные художники, известные, которые в Русском Музее представлены, у нас нет «мальчиков».

(Примечание: Мастера, представленные в «Доме Искусств», широко известны в России и за ее пределами. Их работы хранятся в крупнейших галереях нашей страны (Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, коллекция Министерства культуры, Русская галерея на Воздвиженке в Москве, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве и др.), а также в частных собраниях во всем мире. – информация с официального сайта «Старый парк»)

 10 художников – это 10 залов постоянно действующих, учебный центр на цокольном этаже и третий этаж – кафе и выставочное пространство для тех, кто хочет выставиться, для демонстрации  современного искусства. Сейчас там делают такую начинку, чтобы можно было демонстрировать все виды творчества от инсталляций, перформансов и до самых технологичных форм.

Это не только для местных художников?

По сути, это самый серьезный центр искусства на Юге России, грамотно технически оснащенный, и открытый на весь спектр действий от обучения до реализации готовых масштабных проектов. А сейчас мы работаем как фотозона по большому счету. Зимой мало посетителей – это минус. Здесь не было кипения жизни, потому что не было площади, базы. Сейчас она появилась и мы начинаем заваривать кашу, бурление, творческую и культурную жизнь. В каждом городе есть группа населения, которая стремится чем-то заниматься от вышивания до танцевания. И они ищут место, где им встретиться с себе подобными и реализоваться. Вот такие территории мы им предоставим, где все будет хорошо, начиная от интернета.

Можно ли в мастерские зайти и сфотографировать? 

Мастерские – это цеха по производству моделей, форм. Сейчас могу показать мастерскую, где я делаю реставрации.

Пока другие жалуются на государство, что оно им дороги не сделало или мусорки не поставило, тогда как можно просто взять и убрать за собой мусор на своей улице или просто «возделывать свой сад», как убеждал всех поступать Вольтер, мы видим  шедевр садово-паркового (и не только) искусства, который сделал Александр Алексеев, простой российский титан из периферийного поселка, который доказывает нам – «Титанами не рождаются, Титанами становятся», преображая мир вокруг себя. 

 

Благодарим за организацию интервью Анну Берникову
Интервью подготовила Алена Королева
Вопросы, диалог – Анна Бену
Сайт проекта


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/