Если зритель музыки не слышит – фотография не удалась. Так жестко мастер оценивает свою работу. Привычная требовательность к превосходному исполнению. Генерал, все-таки. Владимир Косарев, известный в джазовом мире как один из ведущих фотографов, в мире танцев – как автор единственного в своем роде фотоальбома, посвященного аргентинскому танго, в мире политической журналистики – как значимая и влиятельная фигура, действительно имеет генеральский чин.
В это сложно поверить, когда разговариваешь с ним о джазе или танго, слушаешь яркие, хотя и лаконичные рассказы о Буэнос-Айресе. Но постепенно твои стереотипы расползаются, как промокашка в воде, и ты видишь перед собой творческого человека, просто иного образца. Особой закалки, внутренней дисциплины и глубоко затаенной страстности. Еще обманывают стекла очков – так могли бы выглядеть крупные инженеры расцвета советской промышленности или редакторы солидных советских газет, последнее полностью соответствует действительности. Расспрашивать Владимира Косарева о его приходе в фотографию бессмысленно – все мы родом из детства. Он путается в показаниях: 12 лет, 13, 15.Родители подарили фотоаппарат «Зоркий-С». С тех пор он видит двойным зрением: как просто человек и как фотограф. Фотограф борется с человеком за время – время жизни, которое можно посвятить любимому делу.
А человек отодвигает фотографа, чтобы тот не мешал ему идти обычным путем: в институт, на работу, в семью, дом строить. Фотограф вправе сказать, что это он привел к профессиональному выбору. А услышит в ответ, что желание двигаться вперед открывает новые места, новых людей, новые образы. Послушаем эту пару – и получится история, как творчество, вырвавшись из-под гнета долга и рамок формы, создает пространство, в котором никогда не меркнет свет. И всегда присутствует зоркий взгляд.
Первые опыты со съемкой заводской трубы из окна позволили почувствовать камеру, разобраться с экспозицией, композицией, выдержкой и прочими премудростями. И дальше инструмент заиграл. А через некоторое время школьник Косарев показал свои снимки в редакции городской газеты. Дело было в небольшом уральском городе Лысьва, что в Пермской области. Снимки понравились, и юного фотографа определили в фотокорреспонденты. Даешь стране хорошую документальную фотографию! А молодой Владимир стал еще и заметки писать, так что вырос до должности корреспондента. Привычка к карьерному росту должна начинаться с ранней юности. Стезя была определена: факультет журналистики Уральского госуниверситета с удовольствием принял по рекомендации газеты корреспондента Косарева. Свердловск в те годы отличался мощной культурной жизнью, да и факультетская среда оказалась особо питательной.
А для практики Владимир выбирал места отдаленные: Южно-Сахалинск, Магадан, Забайкалье. Поездки проходили не без приключений, но зато давали колоссальное знание жизни. Так программировалась будущая профессиональная карьера. А дальнейшие ее повороты уже проходили под знаком любви. Именно молодая жена послужила причиной того, что Владимир Косарев после распределения попал в газету Уральского военного округа «Красный боец», – надо было остаться в Свердловске. И там сформировался как военный журналист. Косарев стал кадровым офицером – получил военное образование, отслужил в армии.
Параллельной жизнью был джаз. Голос Луи Армстронга, услышанный по коротковолновому приемнику, оказался золотым крючком увлечения на всю жизнь. В Свердловске кипела музыкальная жизнь: концерты, встречи, фестивали. Владимир с друзьями даже поставили философскую оперу Карлы Блей, где вокал заменили речитативом. Дружеский круг, джазовый круг – все перемешалось. Кумиры, которыми молодой журналист заслушивался, через некоторое время стали героями его фотографий.
Владимир Косарев знает о джазе очень много, включая подробности, которые ускользают от менее пытливого взгляда. Но предпочитает обходиться без лишних слов – его камера ловит то, что и передать нельзя. И мне кажется, я догадываюсь, что объединяет все его фотографии: чувство безграничной творческой свободы. Упоение творца от слияния с тем, что рождается в это мгновение, чтобы сразу же исчезнуть. Это и есть свободная игра человеческих сил! Любуйтесь!А тем временем журналистская карьера капитана Косарева сделала очередной скачок: в начале 1980-х пригласили в Москву, в редакцию «Красной звезды». За восемь лет произошел стремительный взлет до должности первого заместителя главного редактора крупнейшей и влиятельной газеты. И без блата – было такое советское слово. А дальше в соответствии с меняющейся эпохой: парламентский корреспондент, советник в Службе информации в аппарате президента СССР. Кстати, в тот период администрация состояла из 16 человек. Президенту на стол каждое утро ложились четырехстраничные информационные отчеты, где сводились данные из открытых источников, разведданные и отчеты послов.
Так информация стала второй профессией журналиста Косарева. После развала Союза Владимир Косарев вернулся в родную газету, а впоследствии был приглашен возглавить Управление информации и печати Министерства обороны. Министр Павел Грачев отличался своеобразными взглядами на специфику информационной работы. Как рассказывает генерал Косарев, четыре года такой работы считались за все двенадцать. Спасал джаз: «Я приходил домой, переодевался в джинсы и ставил любимые пластинки». В какой-то момент стало понятно, что так дальше жить невозможно. Хобби – джаз, фотография – уже не давали отдушины, и Владимир принял непростое решение: выйти в отставку. Маячил следующий чин, но выносить происходящее не было сил. Слишком много пришлось пережить. И тогда творец проявил себя: в журнале «Профиль», тогда гремевшем как отличное общественно-политическое издание, Косарев организовал и возглавил военное направление, получил бюджет, собрал команду. И мир политической журналистики увидел образцы безупречной профессиональной и страстной работы.
Вкус свободы оказался необыкновенно приятным, и следующий проект «Агентство военных новостей» (АВН) уже был предпринимательским. Поддержка друзей, дельный бизнес-план – к первому году существования Агентство набрало подписчиков, и его информационная лента стала одной из самых цитируемых.
Благодаря связям, опыту, ответственности и широте мышления создателей Агентство военных новостей приобрело авторитет во всем мире. Команда корреспондентов вела темы военных министерств, оборонной промышленности и торговли оружием, силовых ведомств. Их сведения всегда были самыми проверенными, точными и оперативными. Вот где пригодилось чувство времени Владимира: в мире информации счет идет на секунды. Конкуренция жесточайшая – кто быстрее даст новость в ленту. Умение «упаковать» информацию нарабатывалось методом проб и ошибок. Потом оказалось, что внутренние правила АВН полностью совпадают со стандартами лучших мировых информагентств. В начале 2000-х в медиасреде запахло жареным. Полетели головы. Все жестче стал подход властей: Косарева часто вызывали в Лефортово в Следственное управление ФСБ, откуда, мол, взяли сведения? Появилось расширенное толкование государственной тайны. И никакие ссылки на ответственный подход к профессиональной деятельности уже не срабатывали. В Агентстве принимается решение идти на слияние с крупной структурой: образована компания «“Интерфакс” – Агентство военных новостей». Спустя почти 10 лет Владимир Косарев передает компанию в руки своего заместителя, надежного друга, и выбирает свободу.
Фотограф перестает быть отпускным и командировочным персонажем. Он становится главным. Творчество расчищает себе путь. И неожиданно, как это всегда бывает, у Владимира появляется новое увлечение – танго. Танцующий фотограф по-другому чувствует движение и пространство. Он снимает в полумраке на милонгах, где обычно не приветствуется присутствие человека с камерой, особенно на родине танго в Буэнос-Айресе. Он становится своим – и тогда ему открывается то, что не видно людям, идущим просто за модой.
А мода на аргентинское танго стала глобальной. Это заставляет Владимира грустить: даже в Аргентине уличные танцоры уже работают на публику, качество сувениров близится к ширпотребу, атмосфера меняется, звезды постоянно гастролируют и гонорары их стремятся к бесконечности. Мода на «танец страсти» приводит в школы и на милонги людей случайных, шумных, самовлюбленных. Но танец сам по себе настолько силен и самодостаточен, что, возможно, переживет и моду на самого себя. Владимир Косарев стал членом Союза фотохудожников России, провел несколько персональных выставок. Одна из них называлась «Джаз и танго – параллельные миры». Он выпустил фотоальбом, вызвавший восторги у профессиональных тангерос.
Владимир ездит на значимые джазовые фестивали и крупнейшие события в мире танца. И привозит из поездок удивительные наблюдения: «Раннее утро понедельника в Пекине. Прохожу мимо парка и слышу музыку. Утренняя милонга – c десяток пар танцуют на площадке под открытым воздухом. Такое танго с китайским акцентом».
Нино Самсонадзе
Фотографии: Владимир Косарев
Метка Владимир Косарев, Нино Самсонадзе
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Не познаешь горького, не поймешь, что такое сладкое
Знаменитый спортсмен о истории своего становления, кумирах молодости, главных победах и планах на будущее
-
Одеваю красиво и легко
Работа стилиста — это идти на несколько шагов впереди по актуальности, функциональности и сочетаемости вещей. Выбирать то, что не решился позволить сам клиент для себя.
-
Современные проблемы современного художника
Как человек, чьё имя уже стало узнаваемым, создаёт свои работы в это непростое время, и есть ли будущее у такого искусства?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.